Пояснительная записка

Программа направлена на обеспечение духовно - нравственного развития младших школьников образовательного учреждения МОУ СОШ№2.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта, проекта Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом методических разработок издательства «Просвящение» и опыта реализации воспитательной работы (гражданско-правового образования, патриотического воспитания и т.п.) МОУ СОШ№2.

Программа воспитания содержит семь разделов:

1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования.

4. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

5. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования.

6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

7. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

При разработке и реализации программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся заслуживает внимания логика построения некоторых содержательных линий индивидуального развития школьника УМК «Школа России»:

- воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя; принимать решение и действовать; работать в коллективе ведомым и ведущим; общаться в коллективе сверстников, со старшими и младшими по возрасту; обоснованно критиковать и адекватно реагировать на критику; оказывать помощь другим; объяснять и доказывать собственное мнение;

- формирование эстетического сознания и художественного вкуса: способности видеть и чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры;

- социально-нравственное воспитание: формирование чувства любви и уважения; развитие чувства сострадания и сопереживания ближнему; формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению; обучение правилам поведения в обществе и семье; ознакомление с этическими нормами, их культурно-исторической обусловленностью и формирование осознанного понимания их ценности и необходимости.

Цель и задачи

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В процессе деятельности школы по воспитанию духовно- нравственных

основ личности младшего школьника решаются следующие общие цели:

Цели воспитания

 

Задачи воспитания

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Виды и формы воспитательных мероприятий

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его символах и институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

- сформировать элементарные представления об институтах гражданского общества и общественном управлении; о правах и обязанностях гражданина России;

- развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

- сформировать уважительное отношение к русскому языку, к своему национальному языку и культуре;

- сформировать начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

- сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

- мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

- воспитывать уважение к защитникам Родины;

- развивать умение отвечать за свои поступки.

Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

-сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- учащиеся имеют элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- учащиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

- беседа, экскурсия (урочная, внеурочная, внешкольная);

- классный час (внеурочная);

- туристическая деятельность, краеведческая работа (внеурочная, внешкольная);

- просмотр кинофильмов (урочная, внеурочная, внешкольная);

- путешествия по историческим и памятным местам (внеурочная, внешкольная);

- сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная);

- творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования (урочная, внеурочная, внешкольная);

- изучение вариативных учебных дисциплин;

- участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациям (внеурочная, внешкольная);

- встречи с ветеранами и военнослужащими (урочная, внеурочная, внешкольная)

2. Развитие нравственных чувств и этического сознания.

- сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

- сформировать представления о правилах поведения;

- сформировать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

- воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов;

- развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение,

равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности.

-учащиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп;

- учащиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста;

- учащиеся уважительно относятся к традиционным религиям;

- учащиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- учащиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

- беседа, экскурсии, заочные путешествия (урочная, внеурочная, внешкольная);

- театральные постановки, литературно-музыкальные композиции (внеурочная, внешкольная);

- художественные выставки, уроки этики (внеурочная, внешкольная);

- встречи с религиозными деятелями (внеурочная, внешкольная);

- классный час (внеурочная);

- просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная);

- праздники, коллективные игры (внеурочная, внешкольная);

- акции благотворительности, милосердия (внешкольная);

- творческие проекты, презентации (урочная, внеурочная, внешкольная).

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

- сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

- сформировать элементарные представления о профессиях;

- сформировать первоначальные навыки коллективной работы;

- развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

- формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

Уважение к труду; творчество и созидание;

стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие

- сформировано ценностное отношение к труду и творчеству;

- учащиеся имеют элементарные представления о различных профессиях;

- учащиеся обладают первоначальными навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста;

- учащиеся осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового;

- учащиеся имеют первоначальный опыт участия в различных видах деятельности;

- учащиеся мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности.

- экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий (урочная, внеурочная, внешкольная),

- беседа (урочная, внеурочная, внешкольная).

- презентации «Труд наших родных», сюжетно-ролевые экономические игры (урочная, внеурочная, внешкольная);

- праздники труда, ярмарки, город мастеров (внеурочная, внешкольная);

- конкурсы (урочная, внеурочная, внешкольная);

- организации работы детских фирм (внеурочная, внешкольная);

- работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции (внеурочная, внешкольная).

УМК «Школа России» предлагает следующие программы внеурочной деятельности:

1. Программы научных клубов младших школьников «Мы и окружающий мир» и «Ключ и заря». Особенности реализации данных программ показаны в учебниках «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир (2-4 классы). Возможные направления внеурочной деятельности - научно-познавательное, общественно-полезное, проектное.

2. Программу кружковой (факультативной) работы по теме: «Музей в твоем классе» Программа реализует художественно-эстетическое и научно-познавательное направление внеурочной деятельности, дифференцирована по возрастным группам (1-2, 3-4 классы) и предметным областям (развитие речи и изобразительное искусство), направлена на формирование у детей личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД и начальных представлений о языке живописи и путях ее развития.

3. Программу факультатива по математике, предусматривающего изучение окружающего мира математическими средствами: «Изучаем окружающий мир. Решаем практические задачи». Факультатив расширяет и углубляет знания по математике и окружающему миру (научно-познавательное направление).

4. Программы проектной исследовательской деятельности:

- «Изучаем родной край» (1-е – 4-е кл.), основная цель – изучение природных и социальных объектов родного края посредством самостоятельных наблюдений и экспериментов (проектная деятельность, патриотическое направление);

- «Занимательная информатика» (2-4 классы), цель – расширение информационной картины мира учащихся; развитие умений использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (проектная деятельность).

2. Ценностные установки духовно-нравственного развития

и воспитания обучающихся

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

Ø патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

Ø социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

Ø гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

Ø семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

Ø труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

Ø наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

Ø традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

Ø искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

Ø природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

Ø человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Календарь традиционных школьных дел и праздников

Время проведения

Тема мероприятия

Сентябрь

-1 сентября – День знаний.

-Праздник посвящения в ученики «Мы первоклассники».

-Классный час «Россия-родина моя».

Октябрь

-Праздник осени (Праздник урожая).

-Спортивные соревнования «Весёлые старты».

-Классный час «Когда лень-все идет через пень».

- Беседа «Словарь вежливых слов.

Ноябрь

- Игра «Доброе слово - что ясный день».

- Беседа «Школа вежливости».

- Праздник ко Дню единства

Декабрь

- Классный час «Мое, твое, наше» (посвящено Дню Конституции)

-Новогодний праздник.

- Творческий конкурс «Порадовать близких – как это просто».

Январь

- Круглый стол «Множества решений».

- Сюжетно-ролевая игра «А что у нас в портфеле?».

- Конкурс «В гостях у Светофора»

Февраль

- Праздник «Настоящие мужчины».

- Сообщение-презентация «Культура моей страны и Я».

Март

- День Здоровья.

- Праздник для девочек.

- Конкурс «Какая хозяйка, такой и дом».

Апрель

- Кл.час «Чувства. О чем говорят чувства».

- Сюжетно-ролевая игра «Можно и не ссориться».

- Неделя здоровья

- Конкурс «Через тернии к звездам»

Май

- Праздник «Этот праздник со слезами на глазах».

- Конкурс рисунков «Праздник Победы».

- Торжественная линейка «До свидания, школа».

- Праздник «Здравствуй лето!».

3. Основные направления и ценностные основы

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

Ø ·Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Ø ·Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Ø ·Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Ø ·Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Ø ·Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Принцип ориентации на идеал: идеал, хранящийся в истории нашей страны, в культурах народов России, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности учащихся, их родителей, педагогов, всех учреждений социального пространства школы.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностей.

Принцип персонификации. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — ярких, примечательных, передовых людей.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе.

Принцип полисубъектности воспитания. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки..

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

Ø ·общеобразовательных дисциплин;

Ø ·произведений искусства;

Ø ·периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

Ø ·духовной культуры и фольклора народов России;

Ø ·истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

Ø ·жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

Ø ·общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

Ø ·других источников информации и научного знания.

Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.

Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

4. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

Ø ·элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

Ø ·представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

Ø ·элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

Ø ·элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

Ø ·интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

Ø ·уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

Ø ·ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

Ø ·начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

Ø ·элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

Ø ·интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

Ø ·стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

Ø ·любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

Ø ·уважение к защитникам Родины;

Ø ·умение отвечать за свои поступки;

Ø ·негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

Ø ·первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

Ø ·различение хороших и плохих поступков;

Ø ·представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

Ø ·элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

Ø ·уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

Ø ·установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

Ø ·бережное, гуманное отношение ко всему живому;

Ø ·знание правил этики, культуры речи;

Ø ·стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

Ø ·представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

Ø ·отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание трудолюбия,

творческого отношения к учению, труду, жизни:

Ø ·первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

Ø ·уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

Ø ·элементарные представления об основных профессиях;

Ø ·ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

Ø ·элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

Ø ·первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

Ø ·умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

Ø ·умение соблюдать порядок на рабочем месте;

Ø ·бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

Ø ·отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

5. Совместная деятельность школы, семьи и общественности

по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов, при ведущей роли педагогического коллектива школы.

Повышение педагогической культуры родителей

(законных представителей)

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклада жизни обучающегося.

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Необходимо восстановление с учетом современных реалий позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и школы, систематического повышения педагогической культуры родителей, накопленных в нашей стране в советский период ее истории.

Права и обязанности родителей в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основана на следующих принципах:

Ø совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

Ø сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

Ø педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

Ø поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

Ø содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

Ø опора на положительный опыт семейного воспитания.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей согласованы с планами воспитательной работы школы. Работа с родителями, как правило, предшествует работе с учащимися и подготавливать к ней.

В системе повышения педагогической культуры родителей наша школа использует различные формы работы, в том числе:

Мероприятия

Тема

Родительские общешкольные собрания

1. Итоги здоровьесберегающей деятельности»

Конференции, обмен опытом, круглые столы

Наглядная агитация для семьи и родителей (выставки, классные

уголки для родителей, доска объявлений

Классные уголки: выставки детских рисунков, сочинений, творческих работ, информация для родителей.

Консультации для родителей

Консультации директора школы, зам. по воспитательной работе и учителей по актуальным вопросам семейного воспитания.

Классные родительские собрания

1. «Подготовка к школе»

2. «Первые дни ребенка в школе»

3. «Режим дня первоклассника»

4. «Трудности адаптации первоклассников в школе»

5. «Портфолио обучающегося»

6. «Итоги прошедшего учебного года»

6. Ожидаемые результаты

духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).

эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Ø Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Ø Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) перво