Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ№2, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373).

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации "Об образовании”. Это:

Ø – гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

Ø – воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Ø – единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

Ø – общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

Ø – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

Ø – формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

Ø – формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

Ø – содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев):

а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

б) Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в) Деятельностно ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

· личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;

· метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

· предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:  

· ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

· опору на современные образовательные технологии деятельностного типа;

· обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

Основная образовательная программа содержит следующие разделы:

Ø пояснительная записка;

Ø планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

Ø примерный учебный план;

Ø программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

Ø программы отдельных учебных предметов, курсов;

Ø программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

Ø программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

Ø система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Целью начальной ступени школьного обучения является обеспечение познавательной мотивации и интересов учащихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной учебной деятельности с учителем и одноклассниками, формирование основ нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Младший школьный возраст – это возраст 6–11-летних детей, обучающихся в 1 – 4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.

Младший школьный возраст является возрастом больших возможностей. При успешном ходе развития ребенку присущи такие качества, как уверенность в себе, стремление к достижениям, развитые коммуникативные умения. Он может ставить реальные цели и достигать их, способен решать задачи, проявляя компетентность в окружающем его реальном мире. Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству.

Мышление младшего школьника – операционное мышление. Его отличительная особенность – появление умственной операции, которая позволяет изменять, преобразовывать свои образы-представления, чтобы получить логическое заключение. Кроме того, мышление младшего школьника перестает быть эгоцентричным, что позволяет ему рассматривать окружающий мир не только со своей, но и с других точек зрения.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Это возраст для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.

В начальной школе происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте.

С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Вначале у ребенка формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности.

Виды деятельности младшего школьника:

Ø Игровая деятельность (высшие виды игры –игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).

Ø Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).

Ø Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, исследование, составление мини-проектов).

Ø Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях).

Ø Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности:

Ø научиться согласовывать, удерживать правила игры и следовать им;

Ø использовать собственный социальный опыт для создания соответствующего образа в ролевой игре;

Ø сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

Ø научиться принимать учебную задачу и простраивать деятельность по ее решению;

Ø овладеть действиями контроля и оценки собственных действий и действий других;

Ø научиться работать в паре и в малой группе и овладеть соответствующими социальными навыками;

Ø приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках;

Ø научиться правильно выражать свои мысли и чувства;

Ø научиться ценить собственное здоровье и здоровье окружающих, овладеть первичными навыками здорового образа жизни;

Ø принимать социальную позицию школьника и соблюдать общепринятые нормы и правила.

Задачи, решаемые педагогами:

Ø создание учебной общности учащихся и учителя: создание пространства детско-взрослого взаимодействия; выращивание отношений учебного сотрудничества;

Ø обеспечение взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности в учебном процессе;

Ø использование технологий развивающего обучения

Ø создание условий для развития творческих способностей детей во всех видах деятельности;

Ø совершенствование детей во всех дошкольных достижениях, оказание помощи тем, чье дошкольное развитие проходило в неблагоприятных условиях;

Ø оказание педагогической поддержки в развитии индивидуальности каждого ребенка.

Способамидостижения целей начальной школы являются:

Ø создание условия для обеспечения эмоционального благополучия детей;

Ø поддержание и совершенствование дошкольных достижений развития;

Ø качественное преподавание предметов;

Ø формирование базовых навыков учебного поведения: коммуникативной уместности и адресности, выбора учебного задания, ритма и темпа работы, умения работать в группе;

Ø развитие каждого ребенка как субъекта разного рода деятельности;

Ø сохранение и поддержание индивидуальности каждого ребенка.

Критериями результатов обучения в начальной школе мы считаем следующее:

Ø Уровень усвоения учащимися предметного содержания;

Ø Сформированность общеучебных способностей;

Ø Степень участия детей в самоуправлении;

Ø Степень участия учеников в классных и ступенчатых мероприятиях;

Ø Занятость учащихся в дополнительном образовании;

Ø Успешное продолжение обучения во второй ступени;

Ø Сохранение здоровья учеников (анализ в динамике);

Ø Адаптация детей к школьной жизни (проводится психологическое исследование);

Ø Удовлетворенность родителей работой 1 ступени (определяется по результатам анкетирования родителей).

Механизмом реализации основных задач, решаемых всеми участниками образовательного процесса, является учебный план начального общего образования.