Задача

Модель

Интерпретация модели

1. Было 6 шаров, из них потеряно 4 шара. Сколько шаров осталось?

- 4

6

Известно: начальное состояние объекта; направленность отношения между начальным и конечным состоянием объекта; числовое значение величины отношения между состояниями объекта. Необходимо определить числовое значение величины конечного состояния объекта.

2. Было 4 шара, стало 6 шаров. Что произошло?

4 6

Известно: начальное состояние объекта; направленность отношения между ними. Необходимо определить характер и числовое значение величины отношений между состояниями объектов.

3. Имеется 6 шаров после того, как выиграно 4 шара. Сколько шаров было до выигрыша?

+4

6

Известно: значение величины конечного состояния объекта, направленность отношений между состояниями объекта и числовое значение величины отношений между состояниями объектов. Необходимо определить числовое значение величины начального состояния объекта.

4. Было 6 шаров, стало 4 шара. Что произошло?

6 4

Известно: значение величины начального и конечного состояния объекта, направленность отношений между состояниями объекта. Необходимо определить числовое значение величины отношения между состояниями объектов.

5. В первой партии было выиграно 6 шаров, во второй партии было проиграно 4 шара. Что произошло в результате игры?

+6 -4

 

Известно: направленность отношений между состояниями объекта; числовое значение величин отношений между состояниями объекта (начального, промежуточного и конечного). Необходимо определить значение величины отношения между начальным и конечным состояниями объекта.

6. В первой партии было проиграно 6 шаров, во второй партии было выиграно 4 шара. Что произошло в результате игры?

-6 +4

 

Известно: направленность отношений между состояниями объекта; числовое значение величин отношений между состояниями объекта. Необходимо определить значение величины отношения между начальным и конечным состояниями объекта.

7. В первой партии было проиграно 4 шара. После того, когда была сыграна вторая партия, всего было потеряно 6 шаров. Что произошло во второй партии?

-6 +4

 

Известно: направленность отношений между состояниями объекта; числовое значение величин отношений между состояниями объекта. Необходимо определить значение величины отношения между начальным и конечным состояниями объекта.

8. В первой партии было проиграно 6 шаров. После того, когда была сыграна вторая партия, всего было потеряно 4 шара. Что произошло во второй партии?

-6

 

-4

Известно: направленность отношений между состояниями объекта; значение величин отношений между начальным и промежуточным, между промежуточным и конечным состоянием объекта. Необходимо определить отношения между промежуточным и конечным состояниями объекта.

Компоненты и критерии оценки сформированности действия моделирования

Компоненты приема

Содержание компонентов

Критерии оценки

сформированности действий

I. Предварительный анализ текста задачи

1.Семантический анализ текста:

а) отдельных слов, терминов;

б) понимание текста;

в) выделение всех смысловых единиц текста;

г) выделение основных единиц текста;

д) выделение отношения между основными единицами текста.

1. Понимание текста:

· умение перефразировать текст;

· умение переформулировать текст;

· умение ставить вопросы к тексту.

2. Умение выделять основные смысловые единицы текста.

3. Умение устанавливать отношения между основными единицами текста.

II. Перевод текста на знаково-символический язык

1. Обозначить символом (знаком) каждую основную единицу текста.

2. Построить модель отношений между основными единицами текста, используя выбранные символы.

Практическое умение использовать принципы кодирования: абстрактность, лаконичность, обобщение, унификация, выделение элементов, несущих основную смысловую нагрузку, автономность, структурность, последовательность представления элементов.

III. Построение модели:

· структуры текста;

· логической схемы анализа.

1. Обозначить знаками (символами) последовательно каждую единицу текста.

2. Изобразить знаками (символами) логику анализа текста.

1) Умение строить схемы, графы, таблицы конкретных ситуаций, описанных в тексте (число объектов, их характеристики, тип взаимодействия, особенностей отношений в ситуации совместного или изолированного действия).

2) Умение выбирать способ представления объектов ситуации и связей между ними.

IV. Работа с моделью

1. Выводить новое знание из построенной модели через:

- соотнесение различных частей структуры модели;

- достраивание модели на основе логического анализа текста;

- видоизменение (преобразование) модели.

1) Умение воссоздавать тексты и ситуации по модели (готовой или самостоятельно построенной).

V. Соотнесение результатов, полученных на модели, с заданным текстом

1. Установление соответствия модели структуре текста и составляющим ее объектам.

1) Умение составлять задачу, обратную заданной.

2) Умение построить модель обратной задачи.

3) Умение соотносить тексты и модели и выделять их различия в соответствии с изменениями текста.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНОГО КОМПОНЕНТА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ

ТРИ АСПЕКТА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Базовые виды

коммуни-

кативных

УУД

(их содержа-

ние и функция)

Общий

уровень

развития

общения

(предпосылк

и

формироваии

я УУД)

·

Потребность

в общении со

взрослыми и

сверстниками;

· владение

Определенным

и

вербальными

и

невербальным

и средствами

общения;

·

эмоционально

позитивное

отношение к

процессу

сотрудничеств

·

ориентация

на партнера по

общению,

· умение

слушать

собеседника

1. Коммуникация

как общение (интеракция)

Коммуникативные

действия,

направленные на

учет позиции

собеседника либо

партнера по

деятельности

(интеллектуаль-

ный аспект

коммуникации).

Преодоление

эгоцентризма в

пространственных и

межличностных

отношениях

2.

Коммуникация

как кооперация

Коммуникативн

ые действия,

направленные

кооперацию,

т.е.

согласование

усилий по

достижению

общей цели,

организации и

осуществлению

совместной

деятельности

3.Коммуникация

как условие интериоризации

Речевые действия,

служащие

средством

коммуникации

(передачи

информации другим

людям),

способствуют

осознанию и

усвоению

отображаемого

содержания

Основные

Критерии

оценивания

· понимание

возможности

различных позиций

и точек зрения на

какой-либо предмет

или вопрос;

· ориентация на

позицию других

людей, отличную от

собственной,

уважение иной

точки зрения;

· понимание

возможности

разных оснований

для оценки одного

и того же предмета,

понимание

относительности

оценок или

подходов к выбору,

· учет разных

мнений и умение

обосновать

собственное.

· умение

договариваться,

находить

общее решение,

· умение

Аргументироват

ь свое

предложение,

убеждать и

уступать;

· способность

хранять

доброжелательн

ое отношение

друг к другу в

ситуации

конфликта

интересов,

·

Взаимоконтроль

и

взаимопомощь

по ходу

выполнения

задания.

· рефлексия

своих действий как

достаточно полное

отображение

предметного

содержания и

условий

осуществляемых

действий,

· способность

строить понятные

для партнера

высказывания,

учитывающие, что

он знает и видит, а

что нет;

· умение с

помощью вопросов

получать

необходимые

сведения от

партнера по

деятельности.

Задачи для предшкольной ступени

(6,5 – 7 лет)

1.1.1 «Правое-

левое»

1.1.2. «Братья»

2.1.1.

«Рукавички»

3.1.1. «Узор под

диктовку»

Задачи для начальной школы

(10,5 – 11 лет)

1.2.1. «Ваза с

яблоками»

1.2.2. «Кто прав?»

2.2.1.

«Совместная

сортировка»

3.2.1. «Дорога к

дому»

Значение универсальных учебных действий для обеспечения готовности ребенка к переходу от предшкольной ступени образования к начальному образованию.

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения в первом классе

Личностные действия–

самоопределение, смыслообразование

ВПШ (внутренняя позиция школьника)

Адекватная мотивация учебной деятельности

Познавательные действия

(классификация,

сериация);

коммуникативные действия (умение вступать в кооперацию, соотносить позиции партнеров и собственную)

Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и межличностном взаимодействии.

Понятие сохранения (на примере дискретного множества).

Предпосылки формирования числа как условие освоения математики.

Познавательные и знаково-символические действия

Дифференциация планов символ/знак и означаемого.

Различение символов/знаков и замещаемой предметной действительности.

Предпосылка и условие успешности овладения чтением (грамотой) и письмом.

Условие усвоения математики, родного языка, формирования умения решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметов.

Регулятивные действия

- выделение и сохранение цели, заданной в виде образца-продукта действия,

- ориентация на образец и правило выполнения действия,

- контроль и коррекция,

-оценка

Произвольность регуляции поведения и деятельности: в форме построения предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом.

Организация и выполнение учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Направленность на овладение эталонами обобщенных способов действий способов научных понятий (русский язык, матема-тика) и предметной, продуктивной деятельности (технология, ИЗО)

Коммуникативные действия

Коммуникация как общение и кооперация. Развитие планирующей регулирующей функции речи.

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.

Значение универсальных учебных действий для успешности обучения на ступени начального образования.

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения

Личностные действия

-смыслообразование

-самоопределение

Регулятивные действия

Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения.

Развитие основ гражданской идентичности.

Рефлексивная адекватная самооценка

Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффектив-ность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.

Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия

Функционально-структур-ная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения.

Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.

Коммуникативные (речевые), регулятивные действия

Внутренний план действия

Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.

Коммуникативные, регулятивные действия

Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий

Осознанность и критичность учебных действий.