Задача |
Модель |
Интерпретация модели |
1. Было 6 шаров, из них потеряно 4 шара. Сколько шаров осталось? |
- 4 6 |
Известно: начальное состояние объекта; направленность отношения между начальным и конечным состоянием объекта; числовое значение величины отношения между состояниями объекта. Необходимо определить числовое значение величины конечного состояния объекта. |
2. Было 4 шара, стало 6 шаров. Что произошло? |
4 6 |
Известно: начальное состояние объекта; направленность отношения между ними. Необходимо определить характер и числовое значение величины отношений между состояниями объектов. |
3. Имеется 6 шаров после того, как выиграно 4 шара. Сколько шаров было до выигрыша? |
+4 6 |
Известно: значение величины конечного состояния объекта, направленность отношений между состояниями объекта и числовое значение величины отношений между состояниями объектов. Необходимо определить числовое значение величины начального состояния объекта. |
4. Было 6 шаров, стало 4 шара. Что произошло? |
6 4 |
Известно: значение величины начального и конечного состояния объекта, направленность отношений между состояниями объекта. Необходимо определить числовое значение величины отношения между состояниями объектов. |
5. В первой партии было выиграно 6 шаров, во второй партии было проиграно 4 шара. Что произошло в результате игры? |
+6 -4
|
Известно: направленность отношений между состояниями объекта; числовое значение величин отношений между состояниями объекта (начального, промежуточного и конечного). Необходимо определить значение величины отношения между начальным и конечным состояниями объекта. |
6. В первой партии было проиграно 6 шаров, во второй партии было выиграно 4 шара. Что произошло в результате игры? |
-6 +4
|
Известно: направленность отношений между состояниями объекта; числовое значение величин отношений между состояниями объекта. Необходимо определить значение величины отношения между начальным и конечным состояниями объекта. |
7. В первой партии было проиграно 4 шара. После того, когда была сыграна вторая партия, всего было потеряно 6 шаров. Что произошло во второй партии? |
-6 +4
|
Известно: направленность отношений между состояниями объекта; числовое значение величин отношений между состояниями объекта. Необходимо определить значение величины отношения между начальным и конечным состояниями объекта. |
8. В первой партии было проиграно 6 шаров. После того, когда была сыграна вторая партия, всего было потеряно 4 шара. Что произошло во второй партии? |
-6
-4 |
Известно: направленность отношений между состояниями объекта; значение величин отношений между начальным и промежуточным, между промежуточным и конечным состоянием объекта. Необходимо определить отношения между промежуточным и конечным состояниями объекта. |
Компоненты и критерии оценки сформированности действия моделирования
Компоненты приема |
Содержание компонентов |
Критерии оценки сформированности действий | |
I. Предварительный анализ текста задачи |
1.Семантический анализ текста: а) отдельных слов, терминов; б) понимание текста; в) выделение всех смысловых единиц текста; г) выделение основных единиц текста; д) выделение отношения между основными единицами текста. |
1. Понимание текста: · умение перефразировать текст; · умение переформулировать текст; · умение ставить вопросы к тексту. 2. Умение выделять основные смысловые единицы текста. 3. Умение устанавливать отношения между основными единицами текста. | |
II. Перевод текста на знаково-символический язык |
1. Обозначить символом (знаком) каждую основную единицу текста. 2. Построить модель отношений между основными единицами текста, используя выбранные символы. |
Практическое умение использовать принципы кодирования: абстрактность, лаконичность, обобщение, унификация, выделение элементов, несущих основную смысловую нагрузку, автономность, структурность, последовательность представления элементов. | |
III. Построение модели: · структуры текста; · логической схемы анализа. |
1. Обозначить знаками (символами) последовательно каждую единицу текста. 2. Изобразить знаками (символами) логику анализа текста. |
1) Умение строить схемы, графы, таблицы конкретных ситуаций, описанных в тексте (число объектов, их характеристики, тип взаимодействия, особенностей отношений в ситуации совместного или изолированного действия). 2) Умение выбирать способ представления объектов ситуации и связей между ними. | |
IV. Работа с моделью |
1. Выводить новое знание из построенной модели через: - соотнесение различных частей структуры модели; - достраивание модели на основе логического анализа текста; - видоизменение (преобразование) модели. |
1) Умение воссоздавать тексты и ситуации по модели (готовой или самостоятельно построенной). | |
V. Соотнесение результатов, полученных на модели, с заданным текстом |
1. Установление соответствия модели структуре текста и составляющим ее объектам. |
1) Умение составлять задачу, обратную заданной. 2) Умение построить модель обратной задачи. 3) Умение соотносить тексты и модели и выделять их различия в соответствии с изменениями текста. | |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНОГО КОМПОНЕНТА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ
|
|
ТРИ АСПЕКТА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
Базовые виды коммуни- кативных УУД (их содержа- ние и функция) |
Общий уровень развития общения (предпосылк и формироваии я УУД) · Потребность в общении со взрослыми и сверстниками; · владение Определенным и вербальными и невербальным и средствами общения; · эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничеств · ориентация на партнера по общению, · умение слушать собеседника |
1. Коммуникация как общение (интеракция) Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуаль- ный аспект коммуникации). Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях |
2. Коммуникация как кооперация Коммуникативн ые действия, направленные кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности |
3.Коммуникация как условие интериоризации Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания |
Основные Критерии оценивания |
· понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; · ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения; · понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору, · учет разных мнений и умение обосновать собственное. |
· умение договариваться, находить общее решение, · умение Аргументироват ь свое предложение, убеждать и уступать; · способность хранять доброжелательн ое отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, · Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. |
· рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий, · способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; · умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. | |
Задачи для предшкольной ступени (6,5 – 7 лет) |
1.1.1 «Правое- левое» 1.1.2. «Братья» |
2.1.1. «Рукавички» |
3.1.1. «Узор под диктовку» | |
Задачи для начальной школы (10,5 – 11 лет) |
1.2.1. «Ваза с яблоками» 1.2.2. «Кто прав?» |
2.2.1. «Совместная сортировка» |
3.2.1. «Дорога к дому» |
Значение универсальных учебных действий для обеспечения готовности ребенка к переходу от предшкольной ступени образования к начальному образованию.
УУД |
Результаты развития УУД |
Значение для обучения в первом классе |
Личностные действия– самоопределение, смыслообразование |
ВПШ (внутренняя позиция школьника) |
Адекватная мотивация учебной деятельности |
Познавательные действия (классификация, сериация); коммуникативные действия (умение вступать в кооперацию, соотносить позиции партнеров и собственную) |
Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и межличностном взаимодействии. Понятие сохранения (на примере дискретного множества). |
Предпосылки формирования числа как условие освоения математики. |
Познавательные и знаково-символические действия |
Дифференциация планов символ/знак и означаемого. Различение символов/знаков и замещаемой предметной действительности. |
Предпосылка и условие успешности овладения чтением (грамотой) и письмом. Условие усвоения математики, родного языка, формирования умения решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметов. |
Регулятивные действия - выделение и сохранение цели, заданной в виде образца-продукта действия, - ориентация на образец и правило выполнения действия, - контроль и коррекция, -оценка |
Произвольность регуляции поведения и деятельности: в форме построения предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом. |
Организация и выполнение учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Направленность на овладение эталонами обобщенных способов действий способов научных понятий (русский язык, матема-тика) и предметной, продуктивной деятельности (технология, ИЗО) |
Коммуникативные действия |
Коммуникация как общение и кооперация. Развитие планирующей регулирующей функции речи. |
Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания. |
Значение универсальных учебных действий для успешности обучения на ступени начального образования.
УУД |
Результаты развития УУД |
Значение для обучения |
Личностные действия -смыслообразование -самоопределение Регулятивные действия |
Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения. Развитие основ гражданской идентичности. Рефлексивная адекватная самооценка |
Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффектив-ность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением. |
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия |
Функционально-структур-ная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения. |
Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию. |
Коммуникативные (речевые), регулятивные действия |
Внутренний план действия |
Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения. |
Коммуникативные, регулятивные действия |
Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий |
Осознанность и критичность учебных действий. |