Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Илюхиной В. А.

(программы общеобразовательных учреждений. Письмо с открытыми правилами). – М.: Просвещение, 2010) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

В авторскую программу не внесены изменения, так как она соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта.

Программа по обучению грамоте построена как органическая часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребёнка.

Цель программы:

· освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

· овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

· воспитание позитивного эмоционально-целостного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову; стремления совершенствовать свою речь.

Рабочая программа рассчитана на 112 учебных часов.

Количество часов в неделю– 5.

Количество часов в I четверти– 42.

Количество часов во II четверти– 34.

Количество часов в III четверти– 36.

Используется учебно – методический комплект:

Илюхина В. А. Пропись 1, 2, 3, 4 к «Русской азбуке». – М. Просвещение, 2010.

Илюхина В. А. , Методическое пособие к «Чудо – прописям»

Математика

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантова «Математика», утверждённой МО РФ (Москва, 2010 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2010 г.).

Рабочая программа рассчитана на 129 часа в год, в том числе на проведение контрольных работ – 3 часа.

Для реализации программного содержания используются:

Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: учебник для 1 класса: в 2 ч.– М.: Просвещение, 2007.

Моро, М. И., Бантова, М. А. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 ч.– М.: Просвещение, 2010.

Бантова, М. А., Бельтюкова, Г. В. Методическое пособие к учебнику «Математика. 1 класс».– М.: Просвещение, 2010.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Количество часов в год – 129.

Количество часов в неделю – 4.

Количество часов в I четверти – 33. Количество часов во II четверти – 28.

Количество часов в III четверти – 36.

Количество часов в IV четверти – 32.

обучение грамоте (чтение)

пояснительная записка

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина(программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). – М.: Просвещение, 2010) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 80 учебных часа.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Используется учебно-методический комплект:

Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Русская азбука: учебник.– М.: Просвещение, 2007.

Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя.– М.: Просвещение, 2009.

Количество часов в год – 92.

Количество часов в неделю – 4 ( в I четверти) и 3 ( со II четверти )

Количество часов в I четверти – 34.

Количество часов во II четверти – 20.

Количество часов в III четверти – 26.

Окружающий мир

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2010 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2010 г.)

Рабочая программа рассчитана на 66 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 3 часа, экскурсий – 7 часов.

Для реализации программного содержания используются:

Плешаков А. А. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса. – М.: «Просвещение», 2007.

Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. – М.: «Просвещение», 2010.

Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. Проверим себя. М. «Просвещение». 2010

Плешаков А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс». – М.: Просвещение, 2010.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Количество часов в год – 65.

Количество часов в неделю – 2.

Количество часов в I четверти - 18

Количество часов во II четверти – 14.

Количество часов в III четверти – 18.

Количество часов в IV четверти – 15.

физическая культура

Пояснительная записка

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Учитывая эти особенности, целью примерной программы по физической культуре является формирование в учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

Ø укрепление здоровья школьников посредством развития

физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

Ø совершенствование жизненно важных навыков и умений

посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

Ø формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

Ø развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

Ø обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Программа обучения физической культуре направлена на:

Ø реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с поло-возрастными особенностями учащихся, материально- технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);

Ø реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

Ø соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

Ø расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

Ø усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно - оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:

Ø умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

Ø умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

Ø умения доносить информацию в доступной, эмоционально_- яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

Ø активно включаться в общение и взаимодействие сосверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

Ø проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

Ø проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Ø оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

Ø характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

Ø находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

Ø общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

Ø обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

Ø организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

Ø планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

Ø анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

Ø видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

Ø оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

Ø управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

Ø технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

Ø планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

Ø излагать факты истории развития физической культуры,

Ø характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

Ø представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

Ø измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

Ø оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

Ø организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

Ø бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

Ø организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

Ø характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;

Ø взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

Ø в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

Ø подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;

Ø находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

Ø выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

Ø выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

Ø выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов:

«Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».

Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-_социологические основы деятельности).

Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.

Содержание раздела «Физическое совершенствование»

ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и

укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.

Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры»,

«Лыжные гонки» и «Плавание». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.

В содержание настоящей программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать

динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии

основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

При планировании учебного материала настоящей программы допускается для бесснежных районов РФ заменять тему «Лыжные гонки» на углубленное освоение содержания тем «Гимнастика» и «Подвижные игры». В то же время, в отсутствие реальных возможностей для освоения школьниками содержания раздела «Плавание», разрешается заменять его

содержание легкоатлетическими и общеразвивающими упражнениями.

В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

В разделе «Тематическое планирование» излагаются темы основных разделов программы и приводятся характеристики деятельности учащихся. Данные характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания учебного курса.

В программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности.

Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.

К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно_- оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно_познавательной, образовательно_предметной и образовательно_тренировочной направленностью.

На уроках с образовательно - _познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.

Уроки с образовательно - _предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).

Уроки с образовательно - _тренировочной направленностью

преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с

образовательно - _тренировочной направленностью необходимо

формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).

В целом каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий.

Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность,

необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре.

Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической заботе о своем теле и здоровье.

Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры.

Для полной реализации содержания настоящей программы по физической культуре руководству школы необходимо постоянно укреплять материально -_техническую и учебно -_спортивную базу, создавать внутришкольные зоны рекреации и пришкольные комплексные спортивные площадки, регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления для каждой возрастной группы учащихся.

По окончании курса «Физическая культура» проводится аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания, разрабатываемые в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и настоящей примерной программой.

Количество часов в год – 88.

Количество часов в неделю – 2 ( в I четверти ) и 3 ( со II четверти )

Количество часов во I четверти – 18.

Количество часов в III четверти – 26.

Количество часов во II четверти – 20.

Количество часов в IV четверти – 24.

Изобразительное искусство

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство», утверждённой МО РФ (Москва, 2010 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2010 г.).

Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год.

Для реализации программного содержания используются:

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2008.

Бушкова Л. В. Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Неменского Б. М. "Изобразительное искусство":ВАКО, 2009.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Количество часов в год – 33.

Количество часов в неделю – 1.

Количество часов в I четверти – 9.

Количество часов во II четверти – 7.

Количество часов в III четверти – 9.

Количество часов в IV четверти – 8.

Технология

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т. М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утверждённой МО РФ (Москва, 2007 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования

Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Для реализации программного содержания используются:

Геронимус, Т. М. Маленький мастер : учебник по трудовому обучению. 1 класс / Т. М. Геронимус.– М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.

Геронимус, Т. М. Я всё умею делать сам : рабочая тетрадь по трудовому обучению к учебнику «Маленький мастер». 1 класс / Т. М. Геронимус.– М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.

Геронимус, Т. М. Уроки технологии в 1 классе : методическое пособие к учебному комплекту «Я всё умею делать сам» / Т. М. Геронимус.– М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2010.

Количество часов в год – 33.

Количество часов в неделю – 1.

Количество часов в I четверти – 9.

Количество часов во II четверти – 7.

Количество часов в III четверти – 9.

Количество часов в IV четверти – 8.