Общешкольное родительское собрание для родителей 8-11 классов «Подросток и наркотики» 2013-2014 учебный год

Цель: обсудить с родителями проблему распространения наркомании в подростковой среде.

Участники диспута: родители учащихся  7- 11 классов.

    Подготовительная работа к диспуту:
  • 1.Подготовка памяток и информационных листов для родителей.
  • 2.Анкетирование учащихся и обработка полученных данных.
  • 3.Опрос среди учащихся о наркотиках (обработка результатов в процентном соотношении).
    Оформление школы:
  • 1.Выставка детских рисунков о ЗОЖ, грамоты, плакаты.
  • 2. Информационный стенд с обработанной информацией (анкетирование детей) – диаграммы.
  • 2.Информационные листы и памятки для родителей. (Приложение 1,2,3.)

План

1.Знакомство с участниками родительского собрания.
2.Постановка проблемы диспута «Подросток и наркотики».
3.Обсуждение письма девушки, попавшей в зависимость от наркотических веществ.
4. Обсуждение результатов анкетирования и опроса учащихся школы.
5. Выступление врача нарколога ЦГБ г. Вилючинска
6.Подведение итогов диспута.

Ход диспута

Знакомство ведущего и участников диспута друг с другом: это может быть представление по кругу с кратким рассказом о себе. После знакомства ведущий подводит всех участников к обсуждаемой на диспуте проблеме: «Наркомания- это проблема нынешнего поколения. Детская наркомания – это проблема будущего нашей страны. Как защитить будущее наших детей? Как  оградить их от наркомании?»

ВЕДУЩИЙ. Наркомания стремительно распространяется  по России. Цифры статистики с каждым днем становятся все ужаснее. Страшно еще и то, что последнее время отмечается значительная тенденция «омоложения» наркомании: возрастная граница наркозависимых людей опустилась до 10-12 лет. Для наркоторговцев каждый школьник- это потенциальный потребитель их «товара». Дети сильно подвержены отрицательному влиянию улицы, толпы. Пользуясь детской доверчивостью, их «взрослые друзья» предлагают им первую дозу совершенно бесплатно. Дети учатся друг у друга. И практика показывает, что один наркоман втягивает в свой круг около 10 человек.

Подростковая наркомания на сегодняшний день- это одна из самых актуальных проблем для родителей. Они осознают опасность наркомании для своей семьи и оценивают ситуацию как крайне острую. Однако их реакция на проблему опосредована и находится в прямой зависимости от многих социально-культурных факторов. Родители специфическим образом дистанцируются от этой проблемной области, помещая ее за сферой  своего влияния. Результатом такого дистанцирования становится выталкивание проблемы за пределы зоны систематического родительского внимания и активного конструктивного реагирования. В итоге это приводит либо к отрицанию наличия этой проблемы в их  семье, либо к признанию полного бессилия что-либо изменить в уже существующей ситуации.

Наркомания – это болезнь, которая развивается при употреблении наркотиков. Она заключается в том, что физическое и душевное состояние человека, его самочувствие оказываются в постоянной зависимости от введения наркотика в организм человека, его наличия или отсутствия в организме. Больной вынужден все время принимать наркотик, иначе ему становится плохо. Возникает мучительное состояние со странными болями и судорогами. Оно называется абстиненцией или «ломкой». Вся жизнь больного направлена на поиски  и добычу необходимой дозы наркотика, которую постоянно приходится увеличивать, так как прежняя перестает ему уже помогать. Больной становится рабом наркотика, который постепенно его убивает.

ВЕДУЩИЙ. К восьмому классу у учащихся происходят качественные изменения в отношениях к наркотикам. Главная причина этих изменений в том, что наркотики для подростка становятся персонифицированными. Наркотики непосредственно связываются с друзьями и знакомыми, попробовавшими их. Поэтому реакции на наркотики во многом определяются личным отношением подростка к человеку, их потребляющему. Восьмиклассники гораздо больше получают сведений о наркотиках от своих друзей, чем шестиклассники. К тому же они чаще делятся с друзьями своими впечатлениями от просмотренных телепрограмм о наркотиках. Результаты анкетирования и опроса дают основание полагать, что общение с друзьями на «интересные темы, но опасные», их совместное обсуждение  является личностной потребностью подростка. К сожалению, большинство мероприятий, проводимых в школе, делают ребят пассивными слушателями, а не активными участниками обсуждения проблемы. К 13-14 годам заметно изменяется и содержание мифов о наркотиках, в которых основное место занимают истории о знакомых, принимающих наркотики, о различных «глюках», способах употребления наркотиков, а также их покупке. Степень доверия к данным мифам также влияет на реакции подростков на проблему наркомании. Поэтому у восьмиклассников представления о наркотических средствах весьма противоречивы. Например, они могут приписывать героину последствия от употребления анаши и наоборот. Поэтому именно в этом возрасте просто необходим продуманный информационный подход к профилактике наркомании.

Ведущий. Десятиклассники придерживаются мнения, что принимать или не принимать наркотики – это личное решение каждого человека. Никто из взрослых не может и не должен помешать подростку их пробовать. Для них наркотики затрагивают ту сферу личной жизни, в которую они не хотели бы пускать взрослых. По их словам, они узнали о наркотиках еще до того, как о них стали широко говорить в СМИ. Большинству из них о наркотиках рассказали друзья или знакомые, но не родители или учителя. Таким образом, у сегодняшних десятиклассников нет опыта проговаривания темы наркотиков с родителями. Отсюда и стремление обсуждать эту тему только со своими сверстниками. Тем более, что для старших подростков именно компания является той сферой жизни, в которой они чувствуют себя самостоятельнее и взрослее.

Другая причина заключается в том, что для десятиклассников наркотики являются символом молодежных культур, молодежного образа жизни. Молодость считается временем, когда все надо успеть попробовать. Взрослая жизнь обязывает человека строго следовать нормам общества. Ребята, употребляющие наркотики, заявляли, что никогда не позволят себе этого, когда создадут семью или найдут работу. Еще одно отличие  десятиклассников  заключается в том, что  их отношение к наркотикам целиком определяется внутренними ценностными характеристиками. Так среди мотивов принятия наркотиков появляются мотивы самореализации, а наиболее частой причиной отказа от наркотиков становится страх не достигнуть жизненных целей. В целом зависимость между отношением к наркотикам и наличие долговременных жизненных планов  является одной из наиболее  сильных. Ребятам, имеющим цели в жизни, легче принять самостоятельное решение о неупотреблении наркотиков. Наоборот, активные реакции принятия наркотиков свойственны подросткам, у которых  отсутствуют долговременные жизненные планы. У таких подростков нет позитивного взгляда на будущее, их жизнь целиком  сосредоточена на настоящем. Наркотики для них – это способ заполнения времени. Поэтому среди их мотивов употребления чаще всего встречаются  «просто так», «от нечего делать»…. Основная сложность профилактики наркомании среди таких подростков состоит в том, что очень трудно найти  ценностную основу для отказа от такого употребления. По существу их компании можно рассматривать как близкие к наркотическим. Для подавляющего большинства десятиклассников  опыт употребления наркотиков достаточно ограничен по времени и, как правило, быстро вытесняется актуальными жизненными планами. Таким образом, типы реагирования на проблему наркомании определяется собственными характеристиками ценностей структуры, а не какими-то внешними факторами.

ВЕДУЩИЙ, Не секрет, что родители не всегда понять, что творится в душе ребенка , а может, они и не всегда стараются это сделать. Наши требования часто бывают противоречивы или чересчур категоричны, а ограничения кажутся чрезмерными. Но предъявляя эти требования к своему ребенку , мы искренне верим, что делаем это для его же блага. Для примера хочу привести вам письмо девушки, попавшей в наркотическую зависимость.

« Мамочка, прости, прости.. Был теплый вечер. Я возвращалась домой через парк от своего любимого человека. Настроение было паршивое. Мы поссорились с ним из-за пустяка. Обычно в парке собирается молодежь- тусуется. И вдруг я вижу, что навстречу мне идет моя подруга Оля  с двумя незнакомыми мне парнями. Она предложила мне пойти с ними в кафе. И я согласилась. В кафе мы долго сидели и смотрели друг на друга. Я чувствовала, что они хотят у меня что-то спросить. Но боялись. Вдруг Оля не выдержала и спросила: « Ты не хочешь поднять себе настроение, у меня есть классная вещь, тебе понравится». Я согласилась. Мы зашли в туалет, она достала какой-то белый порошок, залила его водой, подогрела в ложке над зажигалкой, достала шприц…

После этого вся моя жизнь перевернулась. Шли месяцы, я уже на системе, бросила университет, друзей. Я превращалась в монстра. Когда об этом узнала мама, она выгнала  меня из дома прямо в день моего рождения. Теперь мне 19 лет, но кто я? Олю тоже выгнали, поначалу мы жили у подружек и друзей. Настал тот момент, когда колоться стало не на что. Мы уже жили в подвале. Мы не ели четыре дня и не кололись тоже. Героиновые ломки были ужасные. В голове крутилась только одна мысль – идти на панель, и я пошла. Я не испытывала отвращеиия, была готова на все. И проституцией занималась два года.  Денег на героин хватало, но мы также жили в подвале. Как-то раз я стояла на трассе, работала, издалека я заметила, как ко мне навстречу приближалась знакомая маленькая фигурка. Это была моя мама. Она прошла мимо меня, делая вид, что не заметила меня. Но на ее глаза навернулись слезы.  Она прошла так близко, что мне захотелось упасть ей в ноги и умолять о прощении, но было поздно. Я почувствовала стену между нами.

Долго собираясь с мужеством, я все-таки решилась и позвонила домой. В телефонной трубке я услышала тихий, беспомощный голос мамы. Я молчала. В ответ на свое молчание я услышала : «Это ты? Я знаю, это ты! Не звони сюда больше, твоя мать умерла вместе со своею дочерью». От этих слов у меня похолодело сердце. После этого мы не виделись полтора года. За это время я потеряла человеческий облик. Кололась непонятно чем, со мной случилась передозировка, и я попала в больницу. Меня еле-еле откачали, взяли анализы. Выявили гепатит С и самое страшное: СПИД. На следующий день после того как были готовы анализы, в больницу приехала мама. Я ее не узнала. Это была маленькая худая женщина, седая и очень постаревшая, а ей всего 42. Она молча подошла к моей кровати, села рядом, не говоря ни слова, только плакала и боялась посмотреть мне в глаза. Я поняла: жизнь окончена. И чего я добилась в этой жизни? Я никого не виню, просто я не имела права губить жизнь моей мамы, да и свою тоже. Но мама не заслужила такой жизни. Будь проклят час, когда я впервые укололась. Молю Бога об одном, чтобы он уберег глупых девочек и мальчишек от наркотика, о том, чтобы дал моей мамочке покой, и о том, что бы он принял мою душу к себе под крылышко. Мамочка, прости».

    Вопросы для обсуждения.
  • Как в этой ситуации, на ваш взгляд, поступила мать девушки? В чем ее ошибка?
  • Чтобы вы сделали и как бы вы поступили на месте матери?
  • Можно ли излечиться от наркомании?
  • Как должно действовать общество в решении проблемы наркомании в среде подростков?
  • Во многих странах Востока и Азии употребление наркотиков карается смертной казнью. Как вы считаете, необходима ли такая мера в России?  А применительно к данной девушке? А если такое горе поразило бы вашу семью?
  • Где выход?

Обсуждение с родителями результатов анкетирования учащихся с целью выяснения осведомленности подростков в проблемах наркоман и здорового образа жизни. (Анкетирование и опрос провести до  диспута)Вопросы смотреть в приложении 4, 5.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО.

По данным  прессы и компетентных органов больных и зависимых от наркотических веществ у нас в России около 20-24 %. То есть в каждой четвертой семье знают на себе действие наркотиков и сталкиваются с этой проблемой. По образному выражению специалистов  «Россия посажена на иглу и происходит ее мучительная ломка». Почти 29 тысяч подростков состоят на учете в наркологических диспансерах. То есть из каждой  тысячи двенадцати- четырнадцатилетних подростков четверо – наркоманы! Но по данным Министерства внутренних дел 70% от всех  потребителей наркотиков  - это подростки и лица молодого возраста. Социологические исследования , проведенные Государственным научным центром психиатрии и наркологии Минздравразвития РФ, показывают, что среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет спиртные напитки употребляют 88% мальчиков и 93% девочек! Употребляли  наркотические и токсические средства хотя бы один раз в жизни 56% мальчиков и 20% девочек. Потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18 % девочек!  Уважаемые родители! Посмотрите внимательно на своих детей. Чем они заняты в свободное время? Знаете ли вы их друзей? Не грозит ли вам подобная опасность? Являетесь ли вы для своих детей положительным примером?

    Статистика:
  • Средняя продолжительность жизни наркомана 21 год.
  • 50% наркоманов погибают спустя полгода после начала регулярного приема зелья.
  • 13% доживают до 30 лет и только 1% - до 40 лет.
  • От 30 до 80% всех самоубийств совершается в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.